К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации г...

КОРРУПЦИЯ: ИСКРЕННЕЕ «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК ПАНАЦЕЯ – часть 8

КОРРУПЦИЯ: ИСКРЕННЕЕ «АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ТВОРЧЕСТВО» КАК ПАНАЦЕЯ 

статья в блоге Бориса Житнигора


«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ» ИНДУСТРИЯ: ОТЧАЯНИЕ, 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО
 

Часть 8.  Созидание воли и достоинства: антикоррупционная политика


Гипотетика - Борис Житнигор / Hypothetics - Borys Zhytnigor

Противоборство – не утеха.
В нём нет приюта пустоте.
Но есть в войне святая веха -
Триумф над злобой в суете!   




Антикоррупционное творчество

С тем, какой позитивный эффект может принести освобождение государственной системы от коррупционного диктата, мы в общих чертах определились. Так же мы установили принципиальную безразличность того, кто из ключевых субъектов политического процесса – народ или сама власть, выступит инициаторами реального, а не имитационного очищения от скверны системы государственного управления.
Сразу стоит оговориться, что ждать от самой власти повинной, самобичевания, раскаяния и чудесного преображения довольно наивно. Хотя будем считать, что всё возможно и чиновники смогут, наконец, вернуться к своему изначально чистому человеческому облику и озаботиться насущными проблемами общества.
Тем не менее, основная надежда в этой сфере более всего основывается на том, что неудержимый социальный заказ на честную власть созреет непосредственно в глубинах народной среды, которая сможет породить честных и принципиальных активистов – антикоррупционеров. Таковые, как будто бы, появлялись и раньше, но со временем всё больше склонялись к популизму, и, в конечном итоге, достигая политических высот и обустраивая в них своё благополучие, сливались с общей серостью чиновничьего безразличия. А нужны настоящие, искренние и бескомпромиссные патриоты.
Однако и этого, конечно, мало. Для того, чтобы общественный антикоррупционный запал имел активный и долговременный характер, в социальной ментальности необходимо укоренить бескомпромиссную нетерпимость к коррупции. Это вопрос нравственных и культурных устоев общества, которые можно выработать и закрепить только средствами масштабной пропаганды в СМИ, политической агитации прогрессивных политических сил, воспитательного воздействия на молодое поколение в образовательных учреждениях. Без морального возрождения самого общества, изрядно ментально обессилевшего от собственной несуразности в безуспешном государственном строительстве, ничего существенно изменить не удастся. Каждый из нас должен перестать быть бессовестным прагматиком при решении личных вопросов и активным обвинителем при осуждении чужих прегрешений. Мы все должны перестать желать и давать больше, чем допустимо, а требовать и принимать меньше, чем позволительно. 
Далее, естественно, следует закрепить и наполнить реальным содержанием те институциональные инструменты антикоррупционной борьбы, которые ныне с изрядной долей лукавства демонстративно формируются и изо всех сил «пиарятся» властью как панацея от хронического недуга. Специальное законодательство и специализированные правоохранительные органы, несомненно, нужны, но они имеют хоть какой-либо смысл если антикоррупционная деятельность действительно осуществляется. Но мы с Вами свидетели того, что при очевидном для всех вопиющем уровне продажности чиновников, соответствующих уголовных дел, процессов и наказаний виновных практически нет. Более того, некоторые одиозные руководители подобных органов уже сами неоднократно являлись образчиками нечистоплотного корыстного поведения. Таким образом, на данный момент антикоррупционные агентство, бюро, прокуратура (не думаю, что сам по себе что-то изменит и целевой антикоррупционный суд) – не более чем дорогостоящая, развращающая своей бессмысленностью, фальшивая фетиш, предназначенная для её демонстрации общественности в качестве свидетельства доблести, очищающейся от своих пороков власти.    
Знаете, это те самые хлипкие рычаги, большинством из которых не перевернешь не только непосильный им массив коррупции, но и кошельки некоторых рядовых коррупционеров с дневным объемом средств на карманные расходы.      
Очевидно, что такой показухи, как и зазубривания многими беспринципными чиновниками норм антикоррупционного законодательства (эти «знания» проверяются при проведении квалификационных конкурсов, как будто обладание ими имеет хоть какое-то самостоятельное значение), не просто недостаточно, ею просто, как действенным фактором исправления ситуации, можно пренебречь.
Поэтому, дабы фактически что-то поменять, необходимо «креативить» по нескольким направлениям, которые я бы, например, определил и сформировал следующим образом (изложены базовые принципы, поэтому конкретные количественные и квалификационные параметры совершения юридически значимых действий не приводятся):
1) Антикоррупционные пропаганда, агитация и воспитание – об этом уже говорилось выше, но следует отметить, что в общенациональном масштабе такие действия требуют финансирования и наполнения конкретными мероприятиями системного характера. Меньше на телевидении бестолковых популистских «видосиков», больше – антикоррупционной пропаганды. Антикоррупционные программы в школах, университетах, органах местного самоуправления и государственной власти;
2) Формирование органов власти, занятие должностных постов в органах власти. Именно в этой сфере я бы применил уже набившие оскомину пустыми разглагольствованиями инструменты «электронного государства». Для этого ведь не так и много нужно. Группа квалифицированных программистов в несколько месяцев создаст хорошие функциональные платформы. Электронные подписи можно было бы активнее распространять через те же банковские учреждения и местные органы самоуправления. Для граждан, далеких от компьютерных премудростей, можно было бы создать своеобразные антикоррупционные центры, в которых они могли бы свободно зафиксировать свою гражданскую позицию с помощью квалифицированных консультантов. Далее, согласно утвержденным квалификационным требованиям, претенденты размещают на таких порталах сведения о своих кандидатурах, приглашенные независимые эксперты дают им объективную характеристику, а люди, при помощи электронных подписей, выбирают из допущенных кандидатов власть – на любые должности, кроме тех, которые замещаются путем избрания высших или региональных должностных лиц на общенациональных либо местных выборах.
3) Контроль деятельности органов власти и должностных лиц я бы предложил разделить на четыре взаимосвязанных уровня: а) административный контроль вышестоящими органами власти и компетентными правоохранительными органами – надзор за деятельностью властных структур со стороны уполномоченных служб. Все отчеты и процессуальные документы по такому контролю должны незамедлительно размещаться для всеобщего изучения на порталах «электронного государства»; б) общественный контроль – право каждого совершеннолетнего и дееспособного лица размещать ноту своего аргументированного недовольства действиями конкретных должностных лиц на портале «электронного государства» с требованиями привлечения их к ответственности или увольнения с занимаемой должности. За ложное, неаргументированное размещение такой ноты, недобросовестного заявителя, в свою очередь, следовало бы привлекать к юридической ответственности; в) независимый экспертный контроль – привлечение ведущих правоведов страны, не имеющих отношения к исполнению властных функций, к даче экспертных заключений по существу всех спорных или конфликтных вопросов; г) внешнее кураторство – привлечение авторитетных международных правительственных или неправительственных организаций (юридических, правозащитных, аудиторских и т.д.), а также профильных органов власти, должностных лиц или известных специалистов развитых зарубежных государств к даче экспертных заключений по существу всех спорных или конфликтных вопросов.
4) Отзыв, увольнение, привлечение к ответственности должностных лиц. По совокупности заключений, собранных по каждому спорному или конфликтному вопросу на всех четырех уровнях этапа контроля за деятельностью органов власти и должностных лиц, на усмотрение широкой общественности должны выноситься следующие вопросы юридического реагирования: а) признание обвинений в адрес должностных лиц необоснованными; б) передача материалов по конкретному вопросу в компетентные органы для принятия решения о привлечении должностного лица к юридической ответственности; в) увольнение (отзыв) должностного лица (в том числе - судей) с занимаемой должности в рамках права «императивного мандата», неизменно принадлежащего населению.
Я понимаю, что кто-то, прочитав вышеизложенные предложения, категорически отвергнет их, например, по следующим соображениям: кажущаяся дороговизна реализации; необходимость значительного изменения действующего законодательства; нарушение принципов независимости органов власти и неприкосновенности должностных лиц; нарушение принципов централизованного управления и единоначалия; мифическая «частичная потеря национальной независимости» из-за локального допуска в систему принятия решений иностранных фигурантов и т.д. Причин для нежелания проводить реформы и сохранения удобной, стереотипной архаики как можно более скрытного, неформального и нечистоплотного управления государством может быть множество. Прежде всего – у представителей власти. Но речь идет о выживании страны и благосостоянии населения, поэтому частные неудобства и несущественные шероховатости не должны иметь существенного значения. Главное – цель: искоренение коррупции. Для этого необходимо несколько независимых уровней оценки обстоятельств и принятия решений. Если этого не делать, то над каждым должностным лицом, надзирающим за нижестоящими чиновниками, необходимо будет ставить вышестоящего надзирателя. И такую несуразную систему вертикального досмотра «сверху – вниз» необходимо будет выстраивать бесконечно, ибо, в конечно итоге, на каждом уровне эффективность контроля будет зависеть от морального облика одного человека или незначительной группы лиц. У нас это – не работает, ибо не находится достаточного количества чистоплотных функционеров. Нужен прозрачный и максимально массовый, многоступенчатый контроль.  Только он может помочь.     
Также мне представляются целесообразными рассмотрение, на предмет возможного применения в Украине, нижеследующих антикоррупционных инструментов.
а) Обязать антикоррупционные органы без волокиты и дополнительных условий оперативно и объективно реагировать на любые заявления граждан об известных им фактах коррупции.
б) Пересмотреть действующее законодательство с целью устранения зарегулированности, формализма, излишней доли административного усмотрения (разрешений) в целом ряде сфер общественной жизни.
в) Налоговая служба и таможня должны стать не довлеющими над плательщиками надзорными инстанциями, а фискальными сервисами, максимально доброжелательно ориентированными на оказание помощи и содействия резидентам по всем проблемным вопросам их коммерческой деятельности и операций с активами.
г) Предусмотреть блокирование на уровне нотариусов и государственных регистраторов любых крупных сделок с участием чиновников, их родственников и аффилированных юридических и физических лиц без специального заключения уполномоченного антикоррупционного органа. В этих целях следовало бы создать открытый антикоррупционный реестр представителей власти и связанных с ними лиц.
д) Использовать полиграф при получении пояснений чиновников к их ежегодным декларациям о доходах с последующим обнародованием расшифровок полученных данных.
е) Установить безусловную презумпцию коррупции со стороны чиновников, не способных объективно и аргументировано доказать законность происхождения своих доходов и приобретений.
ж) Проводить реальный и ответственный, а не формальный, с оправдательным уклоном, анализ деклараций о доходах чиновников.
з) Ужесточить юридическую ответственность за коррупцию, подвергать безусловной конфискации в доход государства необоснованно находящихся у чиновника активов, а также сумм полученных взяток.
и) Открыть для сведения широкой общественности любые, находящиеся в производстве и законченные следствием дела, возбужденные по фактам коррупции.
к) Освободить от уплат пошлин и иных обязательных платежей любые иски и заявления заинтересованных лиц по фактам совершения в отношении них коррупционных действий.
л) Устранить пожизненный статус и неприкосновенность судей, а также невероятно сложную форму обжалования судейского произвола, поскольку все эти правовые инструменты в наших условиях не противодействуют, а поощряют коррупцию в судейской сфере.   
м) Из практики Индии и Китая стоило бы позаимствовать методику проведения для чиновников и их семей специальных антикоррупционных курсов, экскурсий в тюрьмы.
н) В воспитательно-пропагандистских целях на части купюр национальной валюты стоило бы печатать антикоррупционную агитацию.
о) СМИ, по своему исконному предназначению, обязаны, пренебрегая влиянием своих владельцев-магнатов, подхватить и поддерживать антикоррупционную активность - не бесконечными интервью с чиновниками и представителями олигархов, а путем реального зондирования и представления общественного мнения, освещения конкретных случаев коррупции.  
п) Стоило бы создать специальную общегосударственную телефонную линию сообщений о коррупции с единым коротким номером и бесплатным осуществлением звонков по нему.
р) Следовало бы поощрять создание негосударственных антикоррупционных организаций и помогать им (а не политическим партиям) в финансировании за счет государства.
с) Стоило бы ввести систему поощрения чиновников не за надуманные заслуги, а за чистую, незапятнанную репутацию, и именно это обстоятельство, вкупе с профессиональной квалификацией, принимать во внимание при присвоении рангов и классов государственной службы, повышении в должности, вручении государственных наград и званий.
На самом деле, потенциально эффективных инструментов борьбы с коррупцией, учитывая национальные особенности этого пагубного явления в нашей стране, можно было бы выработать великое множество, заимствуя их из передового опыта иных стран или разрабатывая такие методы самостоятельно. Но проблема эффективности антикоррупционной политики, вероятнее всего, зиждется не в сфере отсутствия изощренной фантазии для формирования способов противодействия этому злу, а в отсутствии политической воли для его искоренения. Именно с поиска, выработки, консолидации этой воли, если не в душах и помыслах руководителей государства, то в ментальном потенциале всего общества и следует начать реальную и результативную борьбу с коррупцией. Тридцатилетнее пассивно-укоризненное созерцание этого явления и вялые взывания к совести чиновников ничего не изменили в традиционном укладе жизни отечественного политикума, независимо от персоналий властителей. А поэтому дремлющая неприязнь к неизменному бесстыдству власти должна возобладать именно в общественном сознании, выразиться в консолидированной, непримиримой позиции населения страны. И тогда позитивный результат возможен, каким бы иллюзорным он не казался при взгляде на неутешительную повседневную реальность.                                 
P.S. Делая решающий шаг, не лишним будет убедиться в наличии самого решения


Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
I will be glad if you visit my next author’s blog -


#коррупция, #чиновник, #воровство, #экономика, #взятки, #преступление, #казнокрадство, #закон, #должностноелицо, #государство, #политика, #борьбаскоррупцией,  #правопорядок, #БорисЖитнигор, #BorysZhytnigor 

Комментарии

Популярные сообщения