К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации главного тренера сбо

КОРРУПЦИЯ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГНИЕНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ - часть 7

КОРРУПЦИЯ: ПРОТИВОСТОЯНИЕ ГНИЕНИЮ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ

статья в блоге Бориса Житнигора

«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ» ИНДУСТРИЯ: ОТЧАЯНИЕ, 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО


Часть 7.  Антикоррупционная индустрия как ведущая отрасль экономики Украины


Успех – не надпись на трофее,
Не громкий возглас торжества.
В его лихой природе всё грубее:
Лишь кровь и пот – она черства.   
           

Арифметика цинизма


Гипотетика - Борис Житнигор / Hypothetics - Borys Zhytnigor
Учитывая воистину тотальный характер коррупции в нашей стране, её экономическое содержание - стоимостное выражение фактических экономических потерь и потенциально упущенной выгоды следует определять в многообразных параметрах:
1) прямой и действительный ущерб, исчисляемый в реально неправомерно изъятых из экономической системы государственных активов: а) фактически присвоенные должностными лицами бюджетные средства, финансовые активы траншей и инвестиционных потоков; б) недополученные бюджетом средства из-за «откатов» и «договорняков» в отношении налогов и иных фискальных платежей, концессий, лицензий, патентов, разрешений, доходов от деятельности государственных предприятий, коммерческих проектов, естественных монополий, пакетов акций, принадлежащих государству; в) недополученные средства вследствие ненормативной и нерациональной реализации приватизационных процедур;
2) вмененный - сопутствующий ущерб в виде средств, который чиновники получают в качестве вознаграждения за «неофициальные» услуги и которые гипотетически могли бы альтернативно использоваться в экономическом процессе с пользой для общества;  
 3) отложенный экономический ущерб – системные, накапливаемые и перманентно расширяющиеся  потери, возникающие вследствие коррупционных действий в отношении институциональных инструментов - по прошествии определенного цикличного периода времени после их совершения: а) потери от неэффективного управления экономикой; б) потери от структурных дисбалансов и кризисных сбоев в экономической системе, вызванных нерациональным распределением и перераспределением активов и бюджетных средств; в) потери от ущерба, причиняемого свободному и конкурентному рынку; г) ущерб от нецелесообразного использования инструментов государственных заказов и закупок; д) ущерб от нерационального использования инвестиционных средств; е) текущие низкие рейтинги экономического состояния и неблагоприятные прогнозы экономического развития со стороны авторитетных экспертных организаций, мнение которых является определяющим для многих инвесторов и бизнесменов; 
4) потенциальный ущерб – потери, возникающие в форме недополучения экономической системой средств, которые могли бы войти в хозяйственный оборот в условиях отсутствия коррупции: а) ущерб, связанный с не получением потенциально возможных, но не осуществленных внешних и внутренних инвестиций; б) ущерб от недостаточной предпринимательской активности населения и низкой динамики расширения существующих бизнес-проектов; в) долговременный ущерб в виде недополученной экономической прибыли – упущенной выгоды, которая могла бы быть реальностью в случае рачительного распоряжения государственными активами;
5) долговременный структурный ущерб с проблематичной обратимостью: а) убывающей предельной полезности запоздалых рациональных экономических решений – реформ и инвестиций, которые реализуются с большими затратами и меньшим эффектом, чем это было происходило в подходящее время; б) перманентный (передающийся из поколения в поколение в качестве житейской, воспитательной парадигмы) ментально-идеологический ущерб, формирующий общее разочарование населения жизнью, тотальное недоверие в общественные институты, пессимизм, нигилизм, безнравственные и асоциальные установки, не способствующие предпринимательству и экономическому развитию; в) профессионально-квалификационный ущерб, вызванный низким уровнем востребованности в коррумпированной среде общесоциальных институтов и подстраивающейся к этим реалиям предпринимательской сфере качественных знаний и высокой квалификации специалистов – неизбежный качественный упадок образовательной системы и науки; г) демографический ущерб, выражающийся в невысоком качестве жизни экономически активного, работоспособного населения, вызванном низким достатком, неприемлемым состоянием здоровья, незначительной продолжительностью жизни; д) ущерб от потенциальной невосполнимости потерянного времени, ввиду несвоевременности проведения некоторых реформ и эффективных экономических решений, которые могли быть эффективны только в конкретных исторических условиях с определенным состоянием политико-экономической конъюнктуры; е) ущерб от потери государством авторитета и добропорядочного имиджа внутри страны и за её пределами, который существенно снижает уровень доверия со стороны инвесторов, экономических агентов и потенциальных партнеров, исключает формирование благоприятных рекомендаций к экономическому сотрудничеству со стороны авторитетных международных организаций.
Таким образом, мы можем приблизительно представить себе катастрофические масштабы текущих, перспективных и перманентно воспроизводящихся экономических потерь, претерпеваемых нашей страной под разрушительным воздействием неискореняемой коррупции. Это – не просто формальные доводы и размышления, а то, чего коррупционеры цинично лишают нас, наших детей, из-за чего украинцы не могут достичь приемлемого, достойного уровня жизни, вследствие чего мы не имеем достаточно поводов гордиться своей страной и ощущать обоснованное международное уважение к ней и её гражданам.     
статья из блога Бориса Житнигора
Очевидно, что коррупция – это масштабная и долговременная система взаимосвязанных корыстных преступлений, совершаемых чиновниками с использованием служебного положения за счет, с использованием ресурсов государства и с циничным пренебрежением его интересами, существование которой основывается на принципах коллективной безответственности (круговой поруки), безнаказанности функционеров и лицемерного одурманивания (манипулирования) общественного сознания с использованием подконтрольных им СМИ.
Значительная часть коррупционных процессов осуществляется по воле высокопоставленных, влиятельных лиц втайне и надолго (чаще всего - навсегда) остается в латентной сфере – это гигантская подводная часть айсберга бессовестного насилия, чинимого в отношении общества олигархатом и истеблишментом. 
Кроме того, не сложно заключить, что, в условиях доминанты коррупции в системе государственного управления, экономика автоматически – естественным образом функционирует в режиме выживания, не имея ресурсов и перспектив какого-либо поступательного развития. Единственная польза, которая в этом случае исходит от государственного аппарата, - это удержание общества от скатывания к анархии, поскольку в чисто экономическом аспекте «выживать» социум мог бы опираясь на глубинные механизмы удовлетворения потребностей, фундаментальной этики и естественной саморегуляции рыночного обмена ресурсами – без всяких парламентов, президентов и правительств. Неотъемлемая функция последних как раз и сводится к тому, чтобы дать обществу гораздо больше, чем банальное выживание. Иначе – они объективно не нужны.       
Даже при очень профессиональной работе демократических масс-медиа, в условиях вездесущей коррупции «в верхах», в поле их зрения оказывается лишь незначительная толика коррупционных злоупотреблений. При этом, большая часть разоблачений казнокрадов и мздоимцев, в силу пассивной реакции привыкшего к произволу власти населения, «замыливается» и остается безнаказанной. Поэтому именно в масштабно коррумпированных государствах определить количественные параметры злоупотреблений практически невозможно. Если такие факты в развитых странах имеют относительно редкий характер и заканчиваются практически неминуемым уголовным преследованием, то и реальный коррупционный ущерб, причиненный обществу определить возможно, опираясь на материалы следствия и судебных приговоров. Когда же коррупция всепоглощающа, то, пожалуй, проще оценить масштабы прозрачно функционирующих частей политики и экономики, чем их теневой сферы.
Следует осознавать, что борьба с коррупцией – это весьма затратное для общества занятие. Предельное и экономическое, и политическое, и нравственно-культурное напряжение социума, переосмысление, осуществление огромного усилия «над собой», системное самоограничение и самовоспитание. Всё это реализовать непросто, если не сказать – невозможно, в условиях, если не найти точку опоры и рычаг «приложения силы» для изменения ситуации. В идеале такие ресурсы для преобразования должны созреть в глубинах социальной среды (мотивационный импульсный фактор) и выразиться в появлении плеяды политических активистов – непримиримых борцов с коррупцией (инструментальный фактор). Если эти два обстоятельства не будут рождены обществом – вероятность достойного противостояния монстру коррупции ничтожно мала. Но такие социальные издержки на антикоррупционную деятельность являются рациональными, ибо итоговый эффект от возможного низвержения гигантского массива злоупотреблений во власти, многократно превысит израсходованные на это коллективные ресурсы на долгосрочную перспективу.
Кроме того, и сама антикоррупционная борьба и её сложно достижимый, но вероятный позитивный исход дают и для общества в целом и для каждого гражданина – в отдельности, стимулы для саморазвития из-за существенного расширения потенциальных перспектив самореализации.

«Нью-Васюки» цивилизованности


Статья из блога Бориса Житнигора
Если обществу удастся исключить из своей жизни масштабные, скрытые и социально бесполезные коррупционные потоки, то вытесняемые таким образом «из тени» средства неизбежно переориентируются на участие в глобальном обороте ресурсов, насытят экономику, дадут ей импульс к развитию. Проще говоря, на суммарный объем коррупционного оборота в экономической системе появится соответствующее количество новых инвестиционных ресурсов, рабочих мест, товаров и услуг. Это и увеличит, и ускорит, и повысит качество функционирование ранка, товарооборот, раскрывая экономике дополнительные возможности развития. Большее количество инвестиционных ресурсов оживит банковское кредитование и снизит его стоимость, стимулирует развитие бизнеса, увеличившееся количество товаров и услуг будет способствовать снижению цен на них, а оживление деловой активности повысит спрос на рынке труда. Кривая производственных возможностей общества при расширении его ресурсной базы неуклонно будет смещаться вверх от системы координат. Все эти же обстоятельства неизбежно сделают страну привлекательной для внешних инвестиций – а это еще один мощный импульс её экономического роста.
Даже человеку не очень сведущему в тонкостях экономики, должно быть очевидно, что уровень жизни населения страны зависит от способности национальной хозяйственной системы производить как можно большее количество востребованных на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг. Для того, чтобы общая производственная мощь страны и качество производимой продукции возросли, нужны инвестиционные ресурсы, рационально вкладываемые во все востребованные факторы производства, в том числе – в образование, науку, инновации и даже культуру. Здесь всё тесно взаимосвязано, ибо качественный человеческий капитал, квалифицированный труд – один из важнейших инструментов экономического роста. Ведь профессиональная работа высококлассного специалиста отличается и более высокой производительностью. И именно подобные инвестиционные ориентиры должны были бы стать векторами переориентации теневых коррупционных потоков на социально благотворные цели.  В то же время накопление предпринимателями и менеджерами необходимого опыта и знаний в сфере экономики и управления, позволит им более рационально принимать решения в части оптимального сочетания используемых факторов производства. А рост спроса на квалифицированную рабочую силу неизбежно приведет и к росту зарплат рабочих и служащих.
Интенсивно развивающаяся экономика отличается непрерывным увеличением масштабов конкуренции, которая способствует совершенствованию качества продукции и снижению цен на неё, улучшению внешнеторгового баланса страны за счет возрастания объема продаж отечественной продукции за рубеж и притоку валютных средств в страну. Это обстоятельство, в свою очередь, обеспечивает курсовую устойчивость национальной валюты.
Ускоряется оборачиваемость капитала, а прозрачные и рациональные формы ведения бизнеса подталкивают предпринимателей к использованию оптимальных моделей амортизации основных фондов и модернизирующему техническому переоснащению производственного оборудования.    
Не забываем о том, что существенное оживление экономики и рост её перспектив повышают инвестиционный спрос на корпоративные активы, ценные бумаги коммерческих предприятий и государственные долговые обязательства. А это – дополнительные инвестиции в отечественную экономику и международный подъем её авторитета. Отечественные фирмы в таких условиях получили бы значительные возможности продвижения своих брендов и товаров на международных рынках.     
Соответственно, появление в открытой экономической системе большого объема дополнительных средств, переориентированных из сферы их нелегального оборота, ограничило бы эмиссионное усердие правительства, а уменьшающееся количество необоснованно напечатанных новых денег снижало и сдерживало бы инфляцию.        
статья из блога Бориса Житнигора
Очевидно, что в условиях «расширяющегося спектра возможностей» очистившейся от коррупционного бремени и, в связи с этим, - квалифицированной государственной власти будет проще принимать эффективные и социально благотворные решения. И только в этом случае чиновники, наконец, смогут оправдать своё существование и заслужить те легальные, поощрительно повышенные бюджетные затраты, которые направляются на их содержание.
К тому же, в подобных условиях государство наверняка станет более рачительным распорядителем общенародной собственности, что приведет к большей социальной результативности и доходности её использования. 
Также значимо, что рациональное потребительское поведение населения страны с растущей экономикой, позволит профессиональному правительству объективно прогнозировать эластичность спроса на рыночные продукты и иные экономические реалии, своевременно реагировать на кризисные явления, оптимально распределять и перераспределять национальные ресурсные резервы.   
Развивающаяся экономика, самостоятельно продуцирующая и естественно привлекающая в свой оборот дополнительные ресурсы, способна снизить государственный долг страны, освободить её от обременительных тягот расчетов по привлеченным кредитным ресурсам. В то же время, улучшающееся благосостояние населения приведет к его инвестиционной активности, увеличению объемов банковских активов (за счет размещения депозитов), фондовых операций, росту спроса на недвижимость, а попутно – на образование, дорогостоящие товары длительного использования и, например, путешествия. Дополнительные потребительские возможности населения – это и дополнительные доходы бизнеса, которые, в итоге, трансформируются в рост объемов производства, приведут к повышению качества продукции и общему техническому прогрессу экономики.    
Все эти факторы в совокупности неизменно поспособствуют укреплению фискальной дисциплины и бизнеса, и власти, планомерному формированию сбалансированного, прозрачного, максимально свободного от дефицита государственного бюджета. Что, в свою очередь, является залогом достаточного и своевременного финансирования нужд общесоциальной инфраструктуры, обеспечения её поступательного долговременного развития.  А такие общественные блага – это, в частности, оптимально функционирующие системы образования, правовой охраны, здравоохранения, культуры и спорта… Эти сферы в своем надлежащем состоянии также являются средствами повышения и обеспечения достойного уровня жизни населения.       
Очень важно то, что в максимально освобожденной от коррупции стране, значительная доля ранее традиционно неформально принимавшихся важных общесоциальных и частных решений, перемещается в легальную сферу правового регулирования, что, в свою очередь, влечет рост правосознания и правопослушности и представителей власти, и рядовых граждан. Становление правового государства стимулирует развития истинной демократии, в результате чего процесс формирования власти в стране становятся всё более прозрачными и справедливыми.    
Эффективная государственная экономическая политика и развивающаяся национальная хозяйственная система сокращают объём вмененных экономических потерь общества, в частности – от убывающей предельной полезности капиталовложений. Когда действия правительства дальновидны, сбалансированы и разносторонни, инвестиции распределяются рационально и равномерно, и, тем самым, груз потенциальной эффективности альтернативных вариантов использования средств (который присутствует всегда), становится значительно менее критичным.
Рост благосостояния населения в условиях растущей экономики всегда благотворно влияет на тенденции развития социальной культуры и жизненного оптимизма общества. Эти факторы, в свою очередь, еще в большей степени раскрывают предпринимательский, творческий и нравственный потенциал общества.  
Кратко резюмируем: освобождение общества от коррупции и переориентация теневого ресурсного оборота в открытую экономическую систему, способны кардинально повысить общее благосостояние социума, качество жизни и нравственный потенциал населения, значительно улучшить перспективы социального развития, приумножить международный авторитет государства.
И на пути у этого радужного, потенциального возможного и, по сути, совсем не такого уж несбыточного будущего вздымается одно, но сложно преодолимое препятствие – коррупция.      
При этом условный стоимостный – количественный объем неизбежного экономического преобразования, освобожденного от коррупции общества, многократно превышает многомиллиардные коррупционные обороты. Ибо неформальные коррупционные сделки ориентированы на локальное обогащение отдельных лиц: единиц – за счет десятков миллионов. А аналогичные средства, вливаемые в легальный экономический оборот, при квалифицированном государственном управлении, сулят обществу краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные приобретения, в тысячи раз превосходящие исходные вложения. Это связано с тем, что в отличие от специфики удовлетворения частных меркантильных интересов, замкнутых в узкой сфере ограниченных корыстных потребностей отдельных лиц, в открытой экономике финансовые ресурсы подпитывают сложно структурированные сферы, многократно воспроизводящие, оборачивающие стоимость, перманентно стимулирующие, запускающие различные благотворные механизмы экономического роста.          
И поэтому при идентичных внутрисистемных «капиталовложениях» (равных общей величине казнокрадства и чиновничьих злоупотреблений), условно выделяемая «антикоррупционная» индустрия социального развития в количественном выражении значительно масштабнее, шире и объемнее, нежели процветающий у нас сейчас её отраслевой антипод – теневая «коррупционная» индустрия тщеславия и корыстолюбия должностных лиц.
Мне представляется, что именно эта, к сожалению, всё еще лишь гипотетическая «антикоррупционная» индустрия в ближайшее время, экстренно должна стать ведущей отраслью экономики Украины. На мой взгляд, только в этой сфере вероятно изыскать инструменты противодействия всестороннему регрессу, скатыванию страны к той точке невозврата, находясь за которой эпитеты «развивающееся государство» и «страна третьего мира» окажутся для Украины чрезмерно льстивыми, а большинство авторитетных держав и международных организаций просто будут избегать серьезных долговременных отношений со лживым и недееспособным государственным образованием и безропотно терпящим произвол народом.
Еще один характерный нюанс предположительно возможной эффективной антикоррупционной политики в Украине заключается в том, что, в целях обеспечения её результативности, принимаемые целевые меры должны носить творческий, инновационный характер. Это связано с закоренелыми коррупционными традициями в нашем политикуме и перманентной терпимостью населения к коррупционерам. Ввиду чего, в наших условиях пока, к сожалению, не приносят должного результата многие традиционные механизмы противодействия коррупции, которые мы подражательно пытаемся копировать с опыта развитых стран Запада. Специальное законодательство, специфические правоохранительные органы и целевые источники финансирования до сей поры, по всему очевидно, не подавляют отечественную коррупцию, а каким-то замысловатым образом содействуют её разрастанию.
И в этой связи, вновь повторюсь, совершенно не важно, кто именно привнесет эффективность в антикоррупционную борьбу в Украине: сделает это Президент, имеющий опыт в творческом поиске и вдруг вспомнивший о своих предвыборных обещаниях, иные чиновники - с внезапно проснувшимися совестью, патриотизмом и честью либо народные массы, наконец встрепенувшиеся и осознавшие себя в качестве единственного носителя власти. Это просто необходимо делать: перестать болтать и начать, наконец, предпринимать что-либо вразумительное. Ради детей, внуков, да и себя – тоже. Ведь стыдно же, друзья, за эту вопиющую беспомощность и развращенность самой большой страны в Европе перед зарубежными партнерами, которые пытаются нас как-то вразумить, помочь, профинансировать! Да и перед собой должно быть совестно. Разве, нет?   

P.S. Добро и зло – это всегда не разные явления, а разные люди.

Продолжение следует …

Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
I will be glad if you visit my next author’s blog -

#коррупция, #чиновник, #воровство, #экономика, #взятки, #преступление, #казнокрадство, #закон, #должностноелицо, #государство, #политика, #борьбаскоррупцией,  #правопорядок, #БорисЖитнигор, #BorysZhytnigor 

Комментарии

Популярные сообщения