К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации главного тренера сбо

КОРРУПЦИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА - ХИМЕРА ЗНАНИЙ И ПРОГРЕССА - часть 3

КОРРУПЦИЯ: ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА - ХИМЕРА ЗНАНИЙ И ПРОГРЕССА - часть 3

статья в блоге Бориса Житнигора

«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ» ИНДУСТРИЯ: ОТЧАЯНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО



Часть 3. Вездесущий дух лицемерия: образование и наука - химера знаний и прогресса



Куда не посмотри – повсюду тропы.
Он натоптать успел их вдоль и поперек.
Бредет, бежит, ползет – сквозь бури и потопы:
Ему они не чужды – он же их предрек!
   

Гипотетика - Борис Житнигор / Hypothetics - Borys Zhytnigor Давайте же, конкретизируя ранее сформулированные тезисы, попробуем объективно взглянуть на то, как же мы сообща «заботимся» о нравственной чистоте, текущем благополучии и будущем нашего общества, как на уровне элементарной житейской повседневности каждого гражданина страны, так и в общесоциальных масштабах.
Только сначала, дорогие друзья, в преддверии последующего повествования, давайте сразу оговоримся. С Вашего позволения, я опущу и далее не буду через каждую строчку упоминать эти наши традиционные несуразные оговорки, типа: «у них на Западе тоже же берут взятки» или «ну не все же у нас такие, есть же и честные», и мы наконец сознаемся себе в том, что в большинстве развитых государств уличение в коррупции – это неминуемая социальная и юридическая ответственность виновного функционера, а у нас кристально честный чиновник – это просто «оглушительное» исключение из правил…   

Образование

О высоком качестве этой социальной сферы говорить не приходится в силу традиционного применения в педагогическом процессе национального разлива устаревших методик абстрактного зазубривания, доминирующих над практиками аналитического творчества. У нас годами учат преподавателей в университетах, ежегодно защищают тысячи диссертаций по педагогике, но по сей день так и уверены, что процесс эффективного обучения элементарно прост: учителя излагают по избитым конспектам некий тривиальный материал, а ученики его выслушивают, зазубривают, воспроизводят… Никаких излишеств!  С трудом внедряемые специализация обучения, новые методы реализации учебного процесса и инклюзивность утопают в архаике традиционализма и часто принимают малоэффективные формы. Но дело даже не в этом. В обществе просто отсутствует реальный спрос на высокий уровень знаний. Поскольку высокотехнологичные производственные отрасли экономики у нас мало развиты, отсутствуют поощряемые венчурные инициативы, сельское хозяйство выживает в рамках патриархальных моделей организации, то едва ли не единственные области, где бы могли быть применены качественные современные знания, - это сферы IT, бизнес-менеджмента и государственного управления. Классные программисты действительно востребованы и более-менее достойно поощряются на рынке труда благодаря наличию щедрых иностранных заказов на программные продукты. В крупных компаниях, имеющих, как правило, олигархическую принадлежность, весомые управленческие позиции являются этаким симбиозом делового администрирования и политической деятельности, и к ним «случайные люди», без лояльной внутрикорпоративной биографии и соответствующих связей, не подпускаются. В сфере государственного управления, в части формирования корпуса высокопоставленных чиновников и кадрового резерва творится нечто невразумительное. О неискоренимом засилье «кумовства» и «торговле должностями» упоминать не стоит – об этом много и, надо признать, - в холостую вещают многие СМИ.
Таким образом, в отечественной социальной среде отсутствует полноценный, масштабный спрос на качественные знания ввиду структурной неразвитости экономики и гнета коррупции в тех сферах, где потенциально такие знания могли бы быть востребованы, эффективно применены и способствовать социальном прогрессу.
Не забудем еще и о том, что образование имеет не только информационное, но и весомое нравственное, воспитательное, социализирующее значение. Поэтому все изъяны и перекосы в этой сфере неизбежно чреваты существенным отклонением в формировании адекватного, этически и эстетически оптимального мировоззрения молодых украинцев.                  
статья в блоге Бориса Житнигора
При этом даже в среде среднего образования всем и каждому очевидны признаки незаконных поборов, бесконечных сборов средств с родителей на все возможные и невозможные нужды школы. Некоторые десятилетиями несменяемые директора государственных школ и гимназий в этих условиях далеко не педагогично ведут себя словно всевластные и очень состоятельные владельцы частного образовательного бизнеса. Конечно, в значительной степени необходимость «родительских пожертвований» на нужды школ обусловлена хроническим недостатком бюджетного финансирования, однако повсеместно распространены и регулярные немотивированные стяжательства. Колоссальная безнравственность всей этой ситуации заключается в том, что плательщики безмолвствуют и не ропщут, беспокоясь об учебных перспективах своих чад, руководители школ наглеют от безнаказанности, а сами юные почитатели знаний набираются деструктивного асоциального опыта. А государство… как обычно, проявляет себя крайне неэффективным менеджером, и просто никак не вмешивается в практически стихийно развивающийся процесс саморегуляции образовательных и сопутствующих им процедур.                     
Вместе с тем, если общеобразовательная школа ещё кое-как справляется со своей задачей формирования у подрастающего поколения базовых знаний об окружающем мире, то в сфере профессионального высшего образования, на мой взгляд, проблем гораздо больше.
Мало того, что объективно неуспешное, неэффективно функционирующее общество имеет крайне недостаточно опытной и методологической базы для формирования и передачи молодежи передовых знаний о должном и целесообразном, так еще в высшей школе степень влияния коррупционной составляющей на образовательные процедуры превышает все мыслимые пределы. Практически каждому хорошо знакомы распространенные мотивы университетских будней, сопряженные с «хрустящими закладками» в зачетках, принудительным приобретением монографий, учебников и методических рекомендаций за авторством педагогов и иные классические прелести «хрустальной чистоты истинных знаний» отечественного покроя. И весь этот легкомысленный сарказм распространенных упоминаний об «очередях за дипломами», «входящих в ВУЗ «пеньках» и выходящими из него «поленьях»» является совсем уж не такой безобидной иронией в контексте воспоминаний о беззаботной молодости, как хотелось бы.
И потом, дорогие друзья, ну помилуйте! Каких же качественных юристов, экономистов, политологов, управленцев или медиков мы можем обучать в условиях коррумпированного, неправового, недемократического (в истинном смысле понимания демократии) и экономически слабо развитого государства, находящегося в перманентном социально-политическом кризисе, с сомнительной образовательной системой и весьма посредственной медициной? Добавим к этому упоминание о всё той же архаичной педагогической модели, «старых конспектах» и давно отставших от реальности педагогах…  На мой взгляд, речь идет даже не о тяжелом диагнозе отрасли, а об эпитафии, перечеркнуть которую могут только глубокие, творческие и искренние реформы системы образования, способные, впрочем, быть эффективными только в рамках общих тенденций реального преобразования страны.
статья в блоге Бориса Житнигора
При всём этом, я глубоко убежден, что наше высшее образование фактически способны спасти реальная автономия университетов, отказ от уравниловки под эгидой «диплома государственного образца» и свободная конкуренция между университетами с широким обнародованием прозрачных рейтингов качества знаний, престижности ВУЗов, отношения работодателей и профессиональной успешности бывших студентов. Университеты должны отвечать за качество своего «товара» - предоставляемые знания, презентовать свои «витрины» в виде плеяды лучших выпускников, формировать собственные конкурентные преимущества – образовательные новации и развивать предпочтения в свою пользу у потенциальных потребителей образовательных услуг – абитуриентов, их родителей и работодателей. В таком «рыночном» формате обустройства системы высшего образования, вопрос университетской коррупции постепенно сойдет на нет: ВУЗы будут стремиться к выживанию и коммерческой успешности и поэтому перестанут продавать «липовые» дипломы и ставить повышенные оценки неучам. Иначе те самые «витрины» их достижений будут заполнены мало привлекательными посредственностями, которые не станут стимулом для привлечения новых студентов и обеспечения финансовой устойчивости малоэффективных и коррумпированных университетов. Кроме того, давайте будем откровенны: в нашей стране нет большего коррупционера, чем сама государственная власть, и потому, вышедшие из-под её тотального контроля автономные ВУЗы точно не станут более коррумпированными, а, столкнувшись с проблемами выживания в конкурентной среде, очистятся от любых форм «продажности» и неизбежно повысят качество своего функционирования.               
А пока наши дипломы о высшем образовании по абсолютному большинству специальностей не котируются в цивилизованных странах, а обладающие ими отечественные специалисты могут быть ситуативно востребованы за рубежом лишь в той части, в какой смогут предварительно доказать свою профессиональную пригодность.

Наука

Науки, как таковой, в стране нет. Есть символ, иллюзия, обилие разговоров о новаторстве. Но самого целенаправленного исследовательского творчества - во имя торжества мысли и истины, а не формального поощрения вожделенными степенями лиц, преодолевших бюрократическую возню аспирантур и докторантур, - нет. Это не проблема, а трагедия. И не только Украины, а и практически всех бывших советских республик. Об этом в порыве неожиданно нахлынувшей откровенности Вам наверняка сможет поведать любой истинный или «выдуманный» ученый-исследователь. Во-первых, наука будет там и тогда, где и когда она реально востребована социальной системой, насущными запросами экономики. Во-вторых, развитие науки характерно для трезво мыслящих обществ, творчески созидающих свою перспективу, к коим не могут относиться инфантильные социумы, утопающие в амбициозном самообмане. В-третьих, наука эволюционирует тогда, когда дальновидное и прогрессивное государство вкладывает в неё деньги, создает условия для привлечения в научные исследования частных инвестиций. В-четвертых, реальной науки никогда не будет там, где главенствуют коррупция, формализм и деструктивная бюрократия. Легкая и свободная творческая материя научного поиска неизбежно вдребезги разбивается об угловатую холодную твердь прямолинейного нигилизма, корысти и консерватизма.
Статья в блоге Бориса Житнигора
К тому же, господа, ну какое извращенное сознание могло сформировать из науки этакую непреступно элитарную сферу социального обособления «уникумов», мерило жизненного успеха, среду прагматичного подкрепления «интеллектуальным величием» разного рода деловых инициатив? Да, наука должна свободно, на условиях всеобщего доступа, объединять исследователей, а они – настоящие изыскатели, конечно, имеют вполне естественные отличительные ментальные качества. Но в наших условиях обилия «остепененных», но не блещущих умом политиков, наука выступает одним из средств самовыпячивания, подчеркивания индивидуального имиджа, престижной индивидуализации, но никак не средой развития творческих инноваций. Вот и ниспадают яркими водопадами «добытые непосильным трудом» накопления всякого рода «общественных деятелей» на жернова псевдонаучного тщеславия соискателей и корыстолюбия доблестных хранителей научной истины. В стране ежегодно тысячами пишутся и успешно «защищаются» бессмысленные «кирпичи» заказных и щедро оплаченных диссертаций, словно грибы после обильного дождя деловито произрастают скороспелые доктора наук, профессора, академики. Это целая теневая индустрия честолюбия в высших формах абсурдности. Степени, титулы, звания, почести, признания безостановочным вихрем ложных ценностей кружат в циклоне политико-деловых интересов и всепоглощающей глупостью корыстолюбия безжалостно полируют, стирают, уничтожают до основания едва живое естество отечественной науки. Ну скажите на милость, друзья, откуда же в нашей стране может взяться, в частности, столько действительно соответствующих столь высокому научному статусу докторов юридических, экономических или управленческих наук, когда в Украине реально отсутствует верховенство права, реальная демократия, развитая экономическая система? Ведь именно практика является критерием истины. А в условиях отсутствия даже не эффективного, а просто потенциально действенного опыта развития важнейших социальных институтов, откуда взяться критериям истинности в их понимании, предпосылок для осмысления созидательных реалий и выработки соответствующих новаций? Загадка! Столь же много недоумения, на мой взгляд, должны вызывать многочисленные «заслуженные» деятели науки, врачи, юристы или, например, артисты… Общеизвестно, что такие статусы присваиваются государством в лице соответствующих чиновников, и часто нечто подобное происходит совсем не бескорыстно. Тем более, что критерии столь высокопарного воздаяния за условные заслуги неизменно растворятся в туманных соизмерениях «относительности предпочтений».   Зачем вообще нужны эти надуманные политические средства резонансного выделения «особых» субъектов, если во всем цивилизованном мире подобная престижная индивидуализация осуществляется автоматически - посредством органичного общественного признания таланта и авторитета знаковых личностей – социальных авторитетов?         

P.S. Рассуждения об относительности окружающего мира всегда свидетельствуют о недостаточности знаний.

Продолжение следует …

  Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
https://zhitbor-creat.blogspot.com/  


#коррупция, #чиновник, #воровство, #экономика, #взятки, #преступление, #казнокрадство, #право, #должностноелицо, #государство, #наука, #образование, #БорисЖитнигор, #BorysZhytnigor

Комментарии

Популярные сообщения