КРЕАТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ФОРМАЛИЗМ В ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Имеешь
шанс взлететь, конечно –
Никто
не вправе запретить.
Но
сделать это можно безупречно,
Расправив
крылья – с ними лишь парить.
Уровень и
качество образования оказывают традиционно высокое влияние на профессиональную
деятельность, успешность карьеры и судьбу каждого человека.
Особенно
подобная прямая зависимость между образованием и жизненными перспективами любой
личности характерна для развитых стран, в которых существует неисчерпаемый
спрос на высокий интеллект, профессионализм и творческое созидание. В таких
государствах потребность в квалифицированном труде основывается на запросах
свободного рынка.
Однако и
глобальные общемировые тенденции в сфере образования свидетельствуют, что
образовательные документы перестают являться основным критерием признания
образовательной квалификации. Реальное качество знаний имеет все больший
приоритет перед фактором наличия диплома.
Современные
подходы к реформам в ведущих национальных образовательных системах, например,
США и Великобритании, позволяют сделать вывод, что будущее высшего образования
однозначно будет выстраиваться на принципах востребованности высокого уровня
знаний, эксклюзивных навыков и индивидуальных возможностей специалиста и
снижения значения источника происхождения таких качеств. Уже в ближайшее время
систему университетского образования ожидают масштабные преобразования, которые
неизбежно подорвут монополию традиционных университетов в сфере
профессионального образования.
В
большинстве стран мира при найме на работу квалифицированного специалиста,
работодатель отдает предпочтение претенденту, имеющему более качественное
образование и глубокие профессиональные навыки. Как определить присутствие у
кандидата на рабочее место этих качеств? Факт наличия диплома об образовании
является лишь начальным элементом распознавания квалифицированного специалиста.
И на самом деле, этот факт является важным, но не определяющим. Диплом лишь
формирует презумпцию (предположение) наличия у его обладателя знаний
соответствующего объема и качества. В значительной мере подобная презумпция
подкрепляется авторитетом учебного заведения, выдавшего образовательный
документ. В свою очередь, авторитет конкретного университета вытекает из
международных и национальных рейтингов высших учебных заведений, которые, как
правило, формируются на основе независимых экспертных оценок, отзывов
работодателей и анализе достижений и карьерных успехов их выпускников.
Таким
образом, предполагаемые практические критерии применения знаний специалистами
являются определяющими и при формировании рейтингов университетов, и при
определении профессиональной квалификации отдельных работников.
В
современной экономике и на рынке труда особое значение имеют такие
характеристики специалистов, которые позволяют им успешно разрешать сложные
профессиональные задачи, и именно поэтому востребованы у работодателей. То
есть, в первую очередь присутствует спрос на знания и умения, и лишь производное
от них значение имеет диплом. Поэтому статус университета, который дал
образование специалисту, является важным, но все-таки второстепенным
обстоятельством по отношению к качеству образования. Этот нюанс, при
определенных условиях (знание языка, объем полученных знаний, подтверждение
квалификации), дает соответствующие перспективы на успешное трудоустройство в
развитых странах квалифицированным выпускникам университетов других
государств. В противном случае
работодатели обращали бы внимание исключительно на выпускников рейтинговых университетов.
Традиционно
ценятся специалисты, которые не только имеют высшее образование, но и
систематически его совершенствуют. Ведь в современном мире некогда полученные
знания стремительно устаревают и становятся не актуальными. Успешные корпорации
при реализации своей кадровой политики всегда отдают предпочтение лицам,
которые регулярно приобретают дополнительное образование и повышают свою
квалификацию. Именно поэтому одним из базовых инструментов Болонского процесса
выступает такой принцип системного развития личности, как «Образование в
течение всей жизни».
Необходимо
осознавать, что авторитетные и прозрачные программы дополнительного
образования, которые сопровождаются квалифицированной аттестацией полученных студентами
знаний:
а)
повышают общий образовательный статус (объем, качество и уровень знаний)
специалиста;
б)
являются периодом высшего образования, поскольку увеличивают его объем в
параметрах ЕКТС (Европейской кредитно-трансфертной системы оценивания);
в)
являются для работодателей свидетельством целеустремленности, трудолюбия,
творческого потенциала специалиста и его склонности к саморазвитию;
г)
формируют преимущества специалиста, который систематически совершенствует свои
знания, перед потенциальными конкурентами на рынке труда;
д)
оформляются международными образовательными документами.
Также следует отметить, что успешная реализация авторитетных зарубежных программ
дополнительного образования фактически способствует «легализации» и «признанию»
на международном уровне любого диплома о высшем образовании. Это происходит потому, что такой документ
дополняется периодами международного образования, которое увеличивает объем и
совершенствует качество знаний специалиста, а также оформляет их в соответствии
с международными стандартами.
В
развитых странах работодатели чаще всего испытывают потребность не только и
даже не столько в специалистах с высоким уровнем знаний, сколько в нестандартно
мыслящих работниках, способных творчески и целеустремленно разрешать самые
сложные вопросы профессиональной деятельности. Для того чтобы объективно
проявить качества креативного, смелого и самостоятельно мыслящего специалиста,
такому лицу необходимо осуществлять исследовательскую деятельность. Иначе
говоря, ему следует начать заниматься научной работой в сфере профессиональных
интересов, но не в статусе формального университетского ученого (и без
написания диссертации), а в качестве свободного практикующего мыслителя. На
самом деле, при наличии необходимых задатков к аналитике (очевидно, что
качественная исследовательская практика не может быть доступна всем желающим),
это не столь сложно, как может показаться на первый взгляд. Важно, чтобы наряду
со скрупулезным изучением анализируемой проблемы и её грамотным изложением,
исследователь имел возможность предложить собственные – авторские
(инновационные) методы её разрешения. Если такая задача принципиально является
посильной для специалиста, то тогда ему остается научиться излагать свои мысли
в письменном виде и направлять авторские исследования в виде статей (докладов)
для публикации в профильные научные издания.
Наличие
авторских публикаций специалиста в научных журналах не только эффективно
подтверждает его профессионализм, высокий уровень знаний, нестандартное
мышление, целеустремленность и смелость, но и расширяет уровень его известности
и авторитета в научных и профессиональных кругах, формирует наукометрический
рейтинг и значительные преимущества перед конкурентами на рынке труда.
P.S. Созидательные
действия неумолимо раскрывают истинное значение помыслов человека, невзирая на
все его попытки ввести окружающих в заблуждение на сей счет.
Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
https://zhitbor-creat.blogspot.com/
#образование, #творчество, #креатив, #формализм, #знания, #диплом, #квалификация, #публикация, #совершенствование, #компетенции
Комментарии
Отправить комментарий