К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации главного тренера сбо

Образование для «Шекспира»: почему мы не можем обучать гениев?

Образование для «Шекспира»: почему мы не можем обучать гениев?

статья в блоге Бориса Житнигора


В этот осенний день, казалось бы, обыкновенное для Британии промозглое утро не предвещало ничего хорошего для запыхавшегося рыжеволосого студента, пытавшегося стремительным забегом минимизировать свое опоздание на лекцию по классической поэзии на факультете искусствоведения Кембриджского университета. Миновав утопающую в плотном тумане живописную парковую аллею Питерхаус-колледжа, молодой человек, наконец, оказался в древних стенах учебного корпуса и осторожно приоткрыл заветную дверь лектория…

- Уильям … Уильям, я Вас вижу – не стоит так усердно красться, - профессор Гаррисон оглянулся на предательский скрип паркета, раздавшийся в тишине переполненной аудитории и, сокрушенно качая головой, поправил очки, сползшие на кончик носа, - Вы вновь опоздали, хотя должны были прийти загодя, чтобы поведать мне Ваш авторский вариант финальной части диалога Гамлета и Горацио в 5 акте «Принца датского»! Таково ведь было Ваше задание, выполнение которого требовалось еще месяц назад? И теперь Вы, вероятно, не только достойно подготовились к тесту, но и обнаруживаете пристрастие к публичным выступлениям. Поэтому, пожалуйста, выходите сюда – к кафедре и все присутствующие с благоговением выслушают Вас. Не часто ведь перед нами выступает легендарный автор «Гамлета»!

…Возможно у читателей этих строк могло сложиться впечатление, что в приведенном выше тексте речь идет об отдельном эпизоде из жизни выдающегося английского драматурга Уильяма Шекспира? Нет, конечно. Поэт никогда не учился в университете, и его образование исчерпывается периодом учебы в одной из школ Стратфорда.

Такая вымышленная, но гипотетически вполне возможная история приведена для иллюстрации современного подхода к прогрессивному образованию, который в ведущих университетах мира органично присутствует практически во всех учебных процедурах в качестве мировоззренческого фундамента передовой методики накопления и совершенствования профессиональных знаний и навыков.

В чем же заключается этот эволюционный подход? Он вроде бы очень прост: вся жизнедеятельность лучших учебных заведений мира ориентирована на признание и развитие творческой индивидуальности деятельных и целеустремленных студентов. Атмосфера именитых ВУЗов словно наполнена назидательным гимном торжества самобытной оригинальности молодых и пытливых умов: «Вы все – потенциальные «Шекспиры» в избранной сфере деятельности! Вы - ничем не хуже, и вопрос лишь в том, сможете ли Вы раскрыть свой потенциал! Будьте собой, совершенствуйтесь и добивайтесь успехов!».

И, действительно, традиционно базовая для отечественных образовательных реалий «зубрежка», как методика зыбкого постижения информации, уже давно не отвечает требованиям времени. Знать теорию и доктринальные высказывания известных авторитетов, само собой, необходимо для формирования общего мировоззрения и эрудиции. Однако не эти познания имеют принципиальную значимость и наиболее востребованы на рынке труда. Истинную квалификацию любого современного специалиста определяет не способность к пассивному воспроизводству чужих мыслей, а его собственное оригинальное мышление – умение генерировать новые, персонально сформированные познания. Вопрос статичных знаний – это, чаще всего, проблема памяти. Ведь знать и понимать – это далеко не одно и тоже, а при недостатке понимания вопроса, именно память обеспечивает его относительно длительное присутствие в сознании. Глубокое же освоение проблемы всегда предполагает её осмысление - в сознательной, и ассимиляцию - в бессознательной сферах психики, что, в контексте образования, возможно обеспечить только посредством творческого переживания.

В частности, в нашем вступительном рассказе, образно характеризующем специфический подход к формированию у студентов неординарных образовательных навыков и профессиональных компетенций, учебное задание имеет вид не пассивного запоминания и пересказа информации, а творческую форму глубокого персонального постижения и самостоятельной новаторской переработки таких сведений. Таким образом разрешаются важнейшие ментальные функции учебной операции: усвоения знаний; оптимальной интеллектуально-эмоциональной адаптации знаний к конкретной личности, определяющей особую глубину их когнитивного «проникновения»; творческого развития склонности к оригинальному мышлению; формирование прогрессивной самооценки потенциальной соизмеримости личных свершений с передовыми проявлениями человеческой мысли; ответственность и критичность самосознания.

статья в блоге Бориса Житнигора

 И в этом аспекте внешняя простота такой «шекспировской» образовательной доктрины вскрывает системную сложность для её реализации в развивающихся странах, не могущих похвастаться устойчиво прогрессивной социальной ментальностью. А именно последняя, в значительной мере, предвосхищает качественный уровень коллективных культуры и образования.

Ключевые факторы, определяющие пока еще непреодолимый водораздел между качеством высшего образования в развитых странах и в наших реалиях, можно разделить на четыре основные группы детерминант: сознание и уровень развития социума; искреннее стремление к совершенствованию; методические акценты; развитие науки.

Сознание и уровень развития социума – это характеристики качества общественных институтов, в том числе – коллективного спроса на знания. Объективно неуспешное, неэффективно функционирующее общество имеет крайне недостаточно опытной и методологической базы для формирования и передачи молодежи передовых знаний об истинном, должном и целесообразном. Практически невозможно обучать, в частности, квалифицированных юристов в условиях реального отсутствия правового государства и экономистов – без наличия успешного опыта государственного экономической политики. В такой ситуации элементарно отсутствует эмпирическая база, органично подпитывающая и подтверждающая формальную теорию, без чего любое профильное образование сродни умозрительным фантазиям. Это характерно практически для всех гуманитарных областей знаний, базирующихся на социальном опыте, и имеет также относительную корреляцию в отраслях абстрактных наук.

 К тому же, в нашем обществе просто отсутствует реальный спрос на высокий уровень знаний. Поскольку высокотехнологичные производственные отрасли экономики мало развиты, то едва ли не единственные области, где бы могли быть применены качественные современные познания, - это сферы IT, бизнес-менеджмента и государственного управления. Классные программисты востребованы на рынке труда благодаря наличию щедрых иностранных заказов на программные продукты. А что касается систем управления в крупных олигархических компаниях и органах власти – к ним «случайные люди» даже при высочайшем уровне своей квалификации» просто не допускаются без подтверждения значительного уровня лояльности руководству.

В части реформ дела также обстоят кране сложно. Пока мы должным образом не обеспечили приемлемый уровень традиционной университетской системы высшего образования, так и не созрев до реального воплощения университетской автономии и свободной конкуренции ВУЗов. В развитых же странах уже идут дальше, ставя под сомнение «университетскую монополю» в сфере высшего образования. Известная британская правительственная концепция Джозефа Джонсона «Success as a Knowledge Economy», а также влиятельные доктрины Кена Робинсона «Creative methods of educational processes», Лорен Пауэлл Джобс «XQ: The Super School Project», Митио Каку «Education of the future» и иные аналогичные парадигмы известных идеологов образовательного «антиформализма» ратуют за: упразднение любых дискриминаций и обеспечение массовой доступности ресурсов в образовательной сфере; устранение доминанты университетов в системе высшего образования; предоставление прав на обучение специалистов любым структурам, в том числе – фирмам, способным готовить профессионалов, необходимых рынку; креативные, творческие и новаторские методы обучения; единые государственные центры сдачи профессиональных экзаменов, независимо от источников и способов приобретения соискателями знаний и навыков.

Передовые методические стандарты обучения сводятся к следующим основным категориям: инновации, творчество, эксперимент и самостоятельность учащихся, широкая избирательность источников знаний, деформализация процедур, индивидуальность, результативность, прагматизм, деловитость, взаимоуважение и равенство субъектов. Эффективный и успешный студент – это личность, уважаемая университетом, равная ему по своему юридическому и социальному статусу. Лишь в функциональной плоскости образовательного процесса допустима известная субординация. Уже с первого курса адекватные студенты ведущих ВУЗов мира занимаются научным творчеством – пишут и публикуют в авторитетных изданиях свои авторские исследования, приобретают личный наукометрический рейтинг. И, в отличие от нашей действительности, никому из университетских администраторов и педагогов не придет в голову с нескрываемой ревностью принижать творческие усилия учащихся. Во многом именно поэтому на смелых и самостоятельно мыслящих студентов – новаторов из университетов первой мировой 20-ки формируется значительный спрос со стороны ведущих корпораций мира уже на начальных курсах обучения молодых людей. Нынче нужны не зубрилы, а креаторы! И не столь значим диплом, сколько востребована квалификация, более высокий уровень которой обеспечивается ведущими ВУЗами.

 Тоже самое в науке – на международном уровне сейчас не так важен статусный документ ученого, сколько его мысли. Инерционно длящийся еще с советского времени деструктивный коммерческий оборот диссертаций – «кирпичей» и ученых степеней лишен какого-либо глобального смысла, безразличен к социальному прогрессу и лишь развращает общество, уничтожает науку. В связи с этим, так раздражающая отечественных соискателей ученых степеней, необходимость индексировать авторские научные работы в ведущих наукометрических базах данных, является своеобразной вакциной против интеллектуальной коррупции. Оригинальные, новаторские, лишенные плагиата и необоснованности изыскания истинного исследователя – вот те качества ученого, которые востребованы в цивилизованном обществе, способствуют его всестороннему развитию, образуют передовые знания…

Шекспиры, Ньютоны, Эйнштейны и иные гении человечества, предопределявшие его ментальную эволюцию, не взращивались по стандартным образовательным лекалам. Их путь – искренний творческий поиск. Конструктивная задача современной системы образования - создать молодому поколению оптимальные условия для креативной интеллектуальной самореализации, свободные от необоснованных формализма и ограничений.

Но даже при очевидности цели развития, отсутствие для её достижения реальной социальной устремленности и политической воли, неизбежно будут удерживать любую нацию в числе аутсайдеров глобального прогресса.


Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
I will be glad if you visit my next author’s blog -


#ЖитнигорБорис, #ZhytnigorBorys, #Украина, #образование, #наука, #обучение, #гений, #Шекспир, #творчество, #инновации

Комментарии

Популярные сообщения