КОРРУПЦИЯ: РОДОСЛОВНАЯ ИЛЛЮЗИИ ДОБРА - часть 2
«АНТИКОРРУПЦИОННАЯ»
ИНДУСТРИЯ: ОТЧАЯНИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ И ПРАВОТВОРЧЕСТВО
Часть2. Родословная
иллюзии добра
Он вытер лоб и снял
очки,
Не углядев во тьме
измен.
Но рвался мир его в
клочки -
Величье превращалось
в тлен.
Мне
горько осознавать это обстоятельство, но, по моему стойкому убеждению, истоки
нашей доморощенной коррупции необходимо искать не столько в бессовестно
оторванной от народа, ненасытной и обнаглевшей от безнаказанности административной
верхушке общества (там беспринципность находит благодатную почву для обильного
произрастания - материализации), а собственно - в ментальных глубинах социума.
Следует признать, что в структуре мировоззрения нашего народа, к сожалению,
отсутствует императив жесткого неприятия факта корыстного злоупотребления
служебным положением в качестве безнравственного проступка, преступления.
Ну,
давайте откровенно: успешные, известные и богатые чиновники вызывают у большинства
сограждан чувство благоговейного почтения, чаще всего - независимо от фактической
степени эффективности, чистоты и благопристойности их деятельности (тут,
правда, многое зависит от количества и качества медийной активности и
фигуранта, и его политических оппонентов). У нас политики и общественные
деятели «раскручиваются» в системе социальных предпочтений и приоритетов
населения приблизительно так же, как и звезды «шоу-бизнеса». Талант,
способности, профессиональные качества и моральный облик и у тех, и у других
часто не имеют никакого значения. Интенсивное мелькание на экранах, в
радиоэфирах и текстах популярных изданий – и изначально честолюбивый бездарь и
неумеха может стать обитателем, соответственно, политического или творческого
Олимпа. Способность «устроится в жизни»,
«правильно распорядится шансом», «не растеряться», «завязать нужные связи» на
постсоветских просторах (да и в их советскую бытность - тоже) всегда негласно почиталось
мерилом успеха, примером для подражания, этаким проявлением житейской мудрости. Одним словом, в народной среде таланты
прохиндеев «крутиться», подниматься по карьерной лестнице, «подтягивать
свояков» и наживаться за счет государства никогда не являлись объектом
порицания, а наоборот – воспринимались красноречивыми свидетельствами
персональных достоинств, особых умений и деловой хватки.
С
чем это связано? Нельзя сказать, что ответ на этот вопрос находится на
поверхности, но он и не невозможен. Его, правда, нереально полноценно сформулировать
«между прочим» – он требует серьезного исторического и этнокультурного анализа.
Однако общий смысловой контекст вероятного результата такого исследования, как
мне думается, обозначить вполне вероятно.
Каждый
здравомыслящий гражданин Украины, периодически посещающий развитые страны, не
преминет заметить, сколь существенно отличаются менталитет, психология
социального поведения и жизненные ценности населения этих самых
«цивилизованных» стран и наше с Вами совокупное и условно обобщенное
мировоззрение. Нет, поймите меня, пожалуйста, правильно: я не говорю о том, что
они – хорошие, а мы – плохие. Хотя каждый из нас наверняка осознает, что с нами
очевидно что-то не так, раз мы не можем сформировать нормальную – честную,
результативную и ответственную власть, провести эффективные социальные реформы,
обеспечить себе же приемлемый уровень жизни, позаботиться о благоприятных
перспективах будущих поколений… Значит мы все-таки чем-то хуже. Мы не стоим в
авангарде технологического и нравственного прогресса человечества, не являемся
законодателями мод и лидерами тенденций в политической, экономической,
правовой, научно-образовательной сферах, не производим товары, ажиотажно
востребованные во всем мире, не создаем популярные произведения искусства,
являющиеся эстетическими ориентирами населения Планеты… Все эти глобальные
блага появляются и воспроизводятся не у нас, а - «у них». Почему?
Конечно,
пресловутый фактор катастрофических исторических лихолетий, отсутствия
относительно стабильного, планомерного эволюционного развития в многовековой
судьбе древних славянских народов не могли не сказаться на формировании их
ментальных укладов. Многочисленные масштабные и разорительные войны,
порабощения захватчиками, реакционные монархические режимы, жесточайшая и
затяжная кабала крепостного права и крайней нищеты, кровопролитные,
братоубийственные революции, кардинальные и резкие социально-экономические
трансформации феодального, буржуазного, социалистического,
псевдокоммунистического, условно – демократического толка, авторитарные,
тоталитарные, олигархические режимы политической власти, борьба за
независимость и национальную идентичность… Какие только тягости, катастрофы и
несправедливости не перенес наш народ?! По-видимому, сообразно этому
разношерстному калейдоскопу содержимого «генетической памяти», от поколения к
поколению передаваемой в формате «культурно-исторического наследия», в
коллективном сознании нашего народа бытует этакое чрезмерное тяготение к
достатку, стабильности, величию и почитанию авторитетов, как к
противоположностям – защитным инструментам по отношению к традиционным
бедствиям, основным олицетворением которых в современных транскрипциях выступает,
прежде всего, - нищета. Отсюда, вероятно, проистекает та самая «широта души»
или, в какой-то мере «всеядность обстоятельств», которая снисходительно и даже
с симпатией «накладывается» на житейскую практичность во всех её проявлениях –
вплоть до коррупции. Также можно предположить, что многовековое отсутствие у
нации своего - самостоятельного и полноценного государства, а также неизменная
ущербность или очевидная «антинародность» тех государственных образований, в
рамках которых ранее существовал украинский этнос, традиционно и по сей день не
вызывает у него должного уважения к кажущимся абстрактными и какими-то «злыми»
государственным институтам. То ли дело – конкретные люди, душевные, красиво
вещающие, ухоженные, богатые и успешные! Чем не пример для подражания?
Несомненно,
в национальной духовной палитре украинского народа много выдающихся черт:
доброта, лиричность, великодушие, трудолюбие, творчество, достоинство, склонность
к иронии и мудрствованию… Но есть и эта самая терпимость к коррупции –
чинопочитание и пристрастие к благодушному восприятию прохиндеев во власти…
Отсюда
и вытекает то обстоятельство, что коррупционные скандалы с судьями,
прокурорами, министрами, президентами, руководителями их офисов и иными
высокопоставленными лицами больше «взрываются» в сенсационной подаче информации
в СМИ, но не вызывают у нашего населения должного праведного гнева, не
провоцируют «майданов»… И в итоге, в силу такого массового попустительства,
преступники во властных кабинетах вполне себе удовлетворены жизнью и
процветают, лишь изредка испытывая напряжение при необходимости вертко отвечать
на «неудобные» вопросы журналистов. А коррупция в стране, по состоянию на
данный момент, объективно имеет неискоренимые параметры.
Агрессивная
и непримиримая антикоррупционная социальная реакция не проецируется, что
называется - «снизу», а «сверху», в условиях дефицита бескорыстия во власти,
подобная апатия общества воспринимается как индикатор действенности лицемерия и
стимул к казнокрадству и стяжательству в различных вариациях. Тридцатилетие
независимых реформ вылилось лишь в косметическое заимствование условных
западных демократических стандартов, «натягиваемых» на традиционное
советско-имперское мировоззрение непомерного почтения народа – носителя абсолютной
власти по отношению к чиновникам – формальным слугами народа, бессовестно
пренебрегающими интересами суверена.
И
сейчас мы можем абсолютно обосновано констатировать, что у нас закон – лишь
«солидный» повод для возникновения или изменения значимых общественных
отношений, но отнюдь не их регулятор. Отечественные нормативные акты, в
большинстве своем, - только формальные инструменты политической
жизнедеятельности страны, а реально она существует в формате безустанного
обслуживания всевозможных «договорняков», «распилов», откатов, меркантильных
интересов высокопоставленных сановников и влиятельных олигархов. Почти всё и
везде управляется «по понятиям»! А та незначительная часть усилий
истеблишмента, которая реально расходуется на общественные запросы, в основном
сводится к замысловатым оправдательным объяснениям «почему всё вышло именно
так», «почему снова не получилось» или «почему иначе нельзя» … Сейчас,
например, в ходу модные «видосики» …
Ну,
честное слово, даже абстрагируясь собственно от вопроса коррупции, по какой же причине
у нас считается, что чиновник имеет какое-то «свыше дарованное», исконное право
на непрофессионализм, глупость, неэффективность, безнаказанность, непомерный
достаток и воровство? При абсолютной
никчемности деятельности абсолютного большинства наших должностных лиц, они
получают гигантские официальные зарплаты (порой – не по украинским, а по самым
высоким международным меркам), наделяются каким-то несуразным ореолом
непогрешимости, приобретают индульгенцию на лицемерие - особый вид извращенной
чиновничьей правды, поучают и даже наказывают окружающих в образе великомудрых
«хранителей истины», попутно удовлетворенно пребывающих в иррационально
возникшей сказочной роскоши.
Почему
такие люди в «нормальных» странах никогда бы не попали во власть, а мы подобных
фигурантов с неизменной глупостью наделяем полномочиями или самоубийственно
допускаем к ним? Почему на условном Западе даже за относительно незначительные профессиональные
провалы чиновники уходят в отставку по своему разумению, не дожидаясь
социально-правовой реакции на неудачу, а у нас тотальная, хроническая некомпетентность
порой не «топит» незадачливого государственного деятеля, а может возвести его
еще выше во властной иерархии? Почему даже изредка просачивающиеся (в соответствии
с прагматичными сценариями идеологов политического закулисья) в парламент и
иные властные структуры недавние активисты-патриоты, обличители коррупции,
через относительно недолгое время отличаются от своих бывших оппонентов разве
что инерционно агрессивной риторикой, но совсем не многократно возросшим качеством
жизни? Почему «новые лица» в нашей политике почти всегда являются одной из
гримасничающих кукольных масок какого-нибудь влиятельного Карабаса-Барабаса?
Почему, в конце концов, врач должен лечить, автомеханик – отремонтировать авто,
учитель – научить, а политик, государственный управленец вправе ничего не
делать, не достигать результата, не приносить пользы, воровать и при этом
оставаться в сфере общественного интереса, почтения? И почему каждый из нас,
идя к врачу, учителю своего ребенка, налоговику, судье, таможеннику, функционеру
любого покроя, готов давать взятки, ну пусть – «подарки», во имя позитивного
решения своего личного «вопроса». Поощряя всеобщий беспредел, создавая
питательную среду для разрастания и безвозвратного укоренения этого коварного
вируса безразличия и лжи! Так мы никогда и ничего не изменим… Ребята, это же
какая-то коллективная шизофрения, вопиющая недееспособность общества,
отсутствие у него ощущения реальности, истинных ценностей и объективной системы
координат в оценке действительности! Сплошная иллюзия – всепоглощающий театр
абсурда!
Однако,
друзья, только ли в историческом генезисе кроится происхождение отечественной
коррупции? Нет, конечно. Хотя исторические аспекты этой проблемы важны, о чем,
например, весьма красноречиво могут свидетельствовать безуспешные, но яростные
попытки бороться с казнокрадством аскетичного императора Петра Первого или
«советского варианта» решения этой проблемы путем фактической олигархизации
партийно-политической элиты и избирательного перераспределения «обобществленных
результатов труда». Дело не только в отголосках прошлого. Значительные,
неизгладимые тяготы в былом пережили и многие иные народы, которые ныне вполне
могут гордиться истинно демократическим обустройством своей социальной
жизнедеятельности и эффективной национальной экономикой. Хотя, конечно, в
какой-то мере, очевидную предрасположенность нашего общества к коррупции
«оправдательно» объясняет и некая, опять-таки, исторически сложившаяся
метаморфоза социального генезиса, которая не известна народам развитых стран:
позднее становление независимой и стабильной государствообразующей нации (по
сути – конец XX
– начало XXI); заимствованные пороки прошлого
сосуществования с иными народами в государствах с извращенными идеологическими
стандартами; позднее начало либерально-демократических, гуманитарных
преобразований в системе общественных отношений (большинство развитых стран
прошли подобные этапы развития лет 100 назад). Однако – это отнюдь не повод для
реабилитации изъянов, а лишь отечественная неблагоприятная специфика эволюции,
которая может и должна преодолеваться волевыми коллективными стараниями.
Помимо
исторической памяти и условного массового подсознания, рефлексирующего на
примитивных ценностях выживания и достатка, социальный интеллект предполагает
творческое коллективное сознание и созидательную волю. Это – категории,
характеризующие текущее состояние «внутреннего мира», действенного отношения
народа к окружающей действительности и обстоятельствам своего существования. И
вот тут у нас наблюдаются просто катастрофические тенденции, в инспирировании
которых сложно заподозрить коварство истории или неблагоразумие предков. В
конечно итоге, каждый разумный, дееспособный субъект, в том числе –
коллективный, органично призван принимать решения и совершать действия,
соответствующие его базовым, перспективным целям выживания и развития, даже
если такое поведение препятствует сиюминутному и часто обманчивому
умиротворению.
Однако
хронически болеющее интеллектуально-нравственной немочью, ментально ущербное общество,
просто неспособно генерировать, выпестовать, выдвигать из своей среды честных,
грамотных и эффективных политиков. Ибо они, как неотъемлемая часть целого –
народа и его мировоззрения, просто не могут быть наполнены ценностями,
существенно отличными от тех этических приоритетов, которые характерны для
всего общества. Если социум отличается отсутствием достойных качеств,
способствующих коллективному прогрессу, то и его лидеры объективно будут
отличаться такой же убогостью. Или же, во имя достижения позитивных социальных
трансформаций, должно повезти с нисхождением во власть политически незрелого государства
невесть откуда взявшихся безгрешных ангелов. Могут посодействовать
благоприятным изменениям и элементы элитарного внешнего управления или надзора за
внутренними процессами в стране со стороны авторитетных международных
организаций и всесторонне успешных и развитых – эталонных государств.
P.S. Если невозможно избавиться и от
желания находиться в спасительном заблуждении, и от угрозы чрезмерной
осведомленности, следует либо глупость сотворить своим кредо, либо опасность –
нормой жизни.
Продолжение
следует …
Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –
https://zhitbor-creat.blogspot.com/
#коррупция, #чиновник, #воровство, #экономика, #взятки, #преступление, #казнокрадство, #право, #должностноелицо, #государство, #БорисЖитнигор, #BorysZhytnigor
Комментарии
Отправить комментарий