К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации г...

2. УКРАИНА - РОССИЯ: ОБ ИСТОКАХ «СЕМЕЙНЫХ» ПРОБЛЕМ

УКРАИНА - РОССИЯ: ОБ ИСТОКАХ «СЕМЕЙНЫХ» ПРОБЛЕМ

статья из блога Бориса Житнигора

НАБЛЮДЕНИЕ 1. ТАК МНОГО ИСКРЕННЕЙ ЛЮБВИ, ЧТО ЕЁ СТРАСТЬ – КАК ЕЩЁ ТО ПРОКЛЯТЬЕ: НЕИЗБЕЖНАЯ ОГОВОРКА О «ЗАКЛЯТОМ БРАТСТВЕ»







Взгляд 2: Об истоках «семейных» проблем

- Ведь он такой огромный! - вскликнул гном, понурив голову, побрел за великаном…
- Он лишь большой, не поворотлив, не умен! – сказал другой. – Утонет в глупости ревущем океане!
Гипотетика - Борис Житнигор / Hypothetics - Borys Zhytnigor  В контексте украинско-российских отношений, политическое руководство, а также многочисленные спикеры и аналитики евразийской страны постоянно озвучивают тезис о братстве двух народов, но, прежде всего, не в формате констатации факта их этнической близости, а в основном - в плоскости аргументации тезисов о неотъемлемости единства, неизбежности тесного и даже совместного существования в перспективе.
Почему столь назойливы соседи в своем стремлении обосновать необходимость удержания Украины под своим контролем, жизненной важности её возможного растворения «в братских объятиях» в обозримом будущем? Об это говорится много, разнообразно и эмоционально, но все же хотелось бы выстроить относительно стройный вектор рассуждений.
статья из блога Бориса Житнигора
Так в чем же дело? Казалось бы, в 21 веке завоевательные позывы расширения территорий должны были давно отойти в сторону, тем более в странах, которые не испытывают недостатка в собственных малоосвоенных и необустроенных территориях, да еще – богатых природными ресурсами.
Очевидно, что у истоков большинства российско-украинских противоречий коренятся не только некие современные мотиваторы, но и реальные или надуманные ретроспективные причины – исторические факторы, без понимания сущности которых сложно объективно осознать специфику и перспективы отношений двух стран.

Проблема 1: Экономика

Закон экономический – суров, его ты выучить обязан непременно.
Чтобы продать товар – не нужно слов, купить ту вещь сначала нужно вожделенно.
Затем, поняв бессмысленность затрат, - продать. И, деньги получив, вновь ждать неактуальной траты… 
В современном мире постоянно расширяющихся масштабов потребления ресурсов и продуктов, большинству значимых социальных процессов оправданно предшествуют экономические детерминанты. В связи с этим, закономерен вопрос: могут ли иметь место экономические причины столь безудержно полыхающей братской любви России к Украине?
С точки зрения здравого смысла – мало вероятно. Но это – с точки зрения здравого смысла, коим поведение нашего большого соседа традиционно не изобилует. Поэтому, конечно, есть и такая вероятность. При определенном уровне тщеславия, жадности и хитрости фигуранта, все, что у него получится приобрести, тем более – относительно дешево или бесплатно, вполне себе может являться вожделенной прибылью, да ещё и будет тешить душу восторженным ощущением успешности. Думается, при всех уничижительных комментариях российских аналитиков в адрес экономики Украины, её возможное поглощение вполне органично вписалось бы в «наполеоновские» планы руководства РФ.
Между тем, хорошо известно, что экономическое процветание страны напрямую не зависит от масштабов её территории.
Ежегодно лондонский исследовательский институт «Legatum Institute» проводит всесторонний анализ экономических процессов в различных странах мира и обнародует, так называемый, Индекс процветания - глобальный рейтинг самых прогрессирующих стран. В порядке возрастания итогового места, в прошлом году лидеры этого рейтинга выстроились следующим образом: 19. Япония; 18. Исландия; 17. Франция; 16. Бельгия; 15. Австралия; 14. США; 13. Канада, 12. Финляндия; 11. Австрия; 10. Великобритания; 9. Люксембург; 8. Сингапур; 7. Норвегия; 6. Дания; 5. Германия; 4. Швейцария; 3. Швеция; 2. Нидерланды; 1. Новая Зеландия - страна с наиболее стабильной, сбалансированной и открытой экономикой. Как видим в этой иерархии доминируют небольшие демократические государства с высоким уровнем развития экономической инфраструктуры, диверсификации и технологической насыщенности бизнеса, политической ответственности власти. Среди преобладающих, экономически успешных «малышей - крепышей», не на ведущих позициях, но присутствуют действительно крупные державы – США, Канада, Австралия, которые традиционно отличаются высоким качественным уровнем национальных экономик.
Если принять во внимание рейтинги показателей номинального ВВП стран мира (по состоянию на 2018 г.), которые параллельно формируются МВФ, ООН и Всемирным банком, то в качестве лидеров, конечно, мы увидим США и Китай (Россия - двенадцатая). Однако в первой двадцатке, а тем более - тридцатке стран-лидеров находится множество небольших государств, достаток которых формируется на основе дальновидной государственной политики распределения ресурсов, развития сферы услуг и технологий. А более объективный индикатор благосостояния населения (качества жизни) и эффективности экономики (экономической активности) – ВВП на душу населения, - вновь демонстрирует абсолютную доминанту среди наиболее благополучных стран мира именно небольших государств (США на 10-12 месте, Россия – на 50 – 56, Китай – на 73-77).
Кроме того, маленькие страны - экономические лидеры, в сравнении с территориальными гигантами – и процветающими, и тем более – экономически малоразвитыми, как правило, имеют планомерные – восходящие, а не скачкообразные графики темпов роста и размеров номинального ВВП, и размеров ВВП по паритету покупательной способности, а также гораздо более низкие значения государственного долга.
статья из блога Бориса Житнигора Допустим, возможно было бы предположить, что интенсивно развивающаяся и структурно сбалансированная экономика Российской Федерации нуждается в расширении внутреннего рынка (например, за - счет увеличения территории и количества резидентов) для разрастания масштабов платежеспособного спроса, ускорения товарооборота и увеличения базы налогообложения, наполнения бюджета. Однако экономическая система России малоразвита, отличается низкими показателями диверсификации, высоким уровнем зависимости от сырьевого экспорта и отсутствием каких-либо признаков кризиса перепроизводства качественных потребительских товаров.
В целом, в структуре экспорта этой страны продажа газа и нефтепродуктов составляет приблизительно 70 %, а сырьевая отрасль является донором национальной экономики и обеспечивает около 50 % доходов бюджета. По большому счету, такая огромная страна практически не производит продуктов (товаров, услуг), которые, благодаря своему выдающемуся качеству и сервисном сопровождению, были бы востребованы на мировом рынке. Более того, они не очень желанны и на внутреннем рынке – поэтому импортные тарифы являются важной статьей доходов бюджета России. Все помпезные стратегически планы развития технологического экспорта и выхода внешней торговли уже к 2024 году на показатель удвоения объема российского «несырьевого» экспорта как были, так и остаются утопическими.
Проблема заключается в том, что РФ находится в классическом состоянии «ресурсной зависимости», реальная реструктуризация экономики не осуществляется и, несмотря на значительные национальные резервы (накопленные благодаря все тому же сырьевому экспорту и низкому уровню социальных расходов), альтернативные отрасли экономики развиваются очень слабо. Сырьевые сектора российской экономики неизменно являются основными получателями инвестиций: деньги зарабатываются на сырье, в его добычу они же и вкладываются, как в производство с более высоким уровнем доходности и меньшими хозяйственными рисками. В то же время, внутренний рынок России, насчитывающий более 140 миллионов потребителей, отличается ограниченной номенклатурой качественной отечественной продукции в связи с изношенными основными фондами национальной промышленности, отсутствием инвестиций в несырьевые сектора, а также развитием «человеческого капитала» (кадровых ресурсов), опять же, с большей ориентацией на отрасли добывающей промышленности. И даже один из самых высоких в мире средневзвешенный таможенный тариф (импортная пошлина), не стимулирует внутреннего производителя.
Одним словом, экономика Российской Федерации является «присваивающей» (природную ренту), а не «производящей». Речь в данном случае идет не о том, хорошо или плохо для экономики находиться в состоянии «ресурсного проклятия», а о том, что по опыту наиболее успешных стран – экспортеров природных ресурсов – Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, США и других, дисбаланс в развитии отраслевых производств в подобной ситуации способна разрешить грамотная и прозрачная государственная политика в сферах распределения и перераспределения инвестиционных ресурсов и многоотраслевого стимулирования бизнеса. С чем в России, естественно, наблюдаются огромные проблемы. Отсюда, при невысоком уровне жизни населения и отсталости значительного количества сфер экономики, в стране имеется просто непозволительное, неприличное количество всевозможных нефтяных и газовых «баронов» - миллиардеров, паразитирующих на «народном достоянии», доходы которых неуклонно разрастаются даже в условиях кризисов и международных санкций.
статья из блога Бориса Житнигора
А ведь при существующих масштабах потребления нефти и газа в мире их фактических запасов, по разным экспертным оценкам, хватит человечеству на период немногим более 50 лет! На Российскую Федерацию этот временной промежуток доступности «ресурсного проедания» экстраполируется в ограничительных параметрах 30-35 лет. Что будет со странами, вроде России, по истечении этого непродолжительного срока финальных углеводородных «конвульсий»?
Интересно, что в структуре импорта РФ: доля машин и оборудования составляет 46 % (красноречивое свидетельство технологической отсталости от развитых государств мира); химической продукции – 19% (странно, что активная «добывающая страна» не уделяет должного внимания развитию собственных мощностей производства продукции из углеводородного, минерального и другого сырья путём его химической переработки); продовольственных продуктов и сырья – 13 % (Россия, невзирая на обширные территории, традиционно достаточно натужно обеспечивает себя собственными продуктами питания, а по мясной и молочной продукции в изрядной степени восполняет недостаток товаров импортом); металлов и изделий из них – 7,5 %; текстильных изделий и обуви – более 6%.
Вы спросите, зачем нужны все эти эконометрические показатели? Они просто красноречиво свидетельствуют, что в современной России, открыто претендующей на мировую гегемонию во всех явных и надуманных сферах, в принципе, нечего продавать на внутреннем и международном рынках, кроме сырья. Собственно говоря, это та же тенденция усугубления гипертрофированного ресурсного перекоса в экономической системе России, которая в итоге стала смертельной для Советского Союза.
Кстати говоря, сейчас в различных российских информационных источниках, с ностальгической обидой на ныне независимые народы бывшего СССР, тиражируется тезис о том, что, дескать, экономика РСФСР всегда была донором для бывших советских республик и получала наименьшее количество дотаций из союзного бюджета. В «абсолютных цифрах» это может быть и выглядит так, но в экономической реальности все было не совсем столь очевидно. Подобные утверждения не учитывают объективные предпосылки подобных обстоятельств: РСФСР обладала преобладающей частью территории и населения СССР; абсолютно большая часть месторождений и промышленных ресурсов добычи нефти и газа располагались также в РСФСР; в экономике СССР, зависимой от экспорта природных ресурсов, подавляющее большинство союзных инвестиционных ресурсов направлялось в развитие добывающей отрасли; освоение месторождений, строительство тех же БАМа, сибирских ГЭС осуществлялось за счет средств союзного, а не российского бюджета; функционирование крупных промышленных объектов всесоюзного значения, подавляющее большинство которых располагалось в РСФСР, предопределяли и дополнительные доходы российского бюджета и сверхлимитные расходы Союза на развитие хозяйственной и социальной инфраструктуры, обслуживающей такие предприятия.
Конечно, долю внутрироссийского потребления не очень качественных отечественных продуктов, можно было бы увеличить принудительными мерами, что являлось бы вполне характерно для нынешней авторитарной России. Но это не изменит того обстоятельства, что экономика страны продолжает по инерции экстенсивно двигаться в патриархальных рамках сырьевой зависимости к неминуемому регрессу, и во имя выживания требует незамедлительного, но маловероятного в текущих условиях кардинального реформирования.
статья из блога Бориса Житнигора
В связи с этим, конечно, потенциально более сбалансированная, не имеющая значительных отраслевых перекосов и обладающая хорошими предпосылками (в идеальных условиях прекращения внешней агрессии и неожиданно грамотного администрирования) для самодостаточности, экономика Украины (правда, тоже недостаточно реформированная, модернизированная и неэффективно управляемая), в случае её гипотетического поглощения Российской Федерацией, вполне могла бы являться для последней стабилизирующим фундаментом и серьезным фактором устойчивого развития в «постсырьевой» период.
Поэтому, думается, меркантильный фактор в особо рьяном и «чувственном» тяготении России к «братским объятиям» с Украиной, среди прочих других, наверняка имеет место.
Другое дело, что приобретение дополнительной «мышечной массы» может выглядеть, бесспорно, весьма впечатляюще и вполне «великодержавно», но далеко не всегда и совершенно не обязательно позволит её обладателю стать реально сильнее, ловчее, эффективнее, а тем более - умнее. Этакий неповоротливый «детина», с трудом проходящий в домашние дверные проемы, мало вероятно, что сможет эффективно вести дела в «посудной лавке» (в ней, как и в экономической системе, присутствуют очень чувствительные элементы и взаимосвязи), управление который требует трезвого самоосознания, расчета, аккуратности и целеустремленности. Неспособность адекватно варьировать свое поведение и управлять массивным телом среди сервизов и прочей кухонной утвари, скорее всего, приведет всё к той же традиционной разрухе, и гиганту, по своему обыкновению, придется вернуться к привычному бизнесу – торговле черепками.
Пожалуй, таков удел всего чрезмерного гигантского и отличающегося явным несоответствием между физическими масштабами и интеллектуальным потенциалом. Об этом, вероятно, могли бы достоверно поведать архаичные динозавры (не только юрского периода, но и, например, геополитические), но одни из них уже давно сами стали историческими «черепками», а другие все еще торгуют осколками былого величия, не осознавая рокового характера такой жизнедеятельности.

Продолжение следует…


Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –


#ЖитнигорБорис, #ZhytnigorBorys, #политика, #экономика, #юриспруденция, #менеджмент, #право, #наука, #аналитика, #исследование, #Украина, #Россия, #конфликт, #отношения, #нефть, #газ, #экспорт

Комментарии

Популярные сообщения