К основному контенту

Избранные

Мантры Путина об иллюзорности украинской нации: бесплодный экстаз от самообмана

  МАНТРЫ ПУТИНА ОБ ИЛЛЮЗОРНОСТИ УКРАИНСКОЙ НАЦИИ: БЕСПЛОДНЫЙ ЭКСТАЗ ОТ САМООБМАНА Основная публикация -  https://news.obozrevatel.com/politics/mantryi-putina-ob-illyuzornosti-ukrainskoj-natsii-besplodnyij-ekstaz-ot-samoobmana.htm?_ga=2.86019536.912625370.1625239175-206776692.1595362251&_gl=1*1fcpwhd*_ga*MjA2Nzc2NjkyLjE1OTUzNjIyNTE.*_ga_JBX3X27G7H*MTYyNTI4NTY0OS44Mi4xLjE2MjUyOTI1NDEuMA.. Традиционно извилистая «Прямая линия»     30.06.2021 г., 12.00, Москва, Кремль… ну или какой-либо секретный бункер, в котором записывался недавно прошедший традиционный телеспектакль. Очередная тщательно профильтрованная версия «откровенного» разговора владыки россиян, а также безгрешных добродетелей и абсолютной истины со своим амбициозным, легковерным и впечатлительным великодержавным народом. Среди прочих насущных, но опостылевших и неблагодарных для докладчика тем, сродни пандемии COVID-19, вакцинации, инфляции, высоких цен на российскую морковку и квалификации главного тренера сбо

3. САКРАЛЬНОСТЬ КИЕВСКОЙ РУСИ: ЭТНОСЫ И ИСТОРИЯ

САКРАЛЬНОСТЬ КИЕВСКОЙ РУСИ: ЭТНОСЫ И ИСТОРИЯ



НАБЛЮДЕНИЕ 1. ТАК МНОГО ИСКРЕННЕЙ ЛЮБВИ, ЧТО ЕЁ СТРАСТЬ – КАК ЕЩЁ ТО ПРОКЛЯТЬЕ: НЕИЗБЕЖНАЯ ОГОВОРКА О «ЗАКЛЯТОМ БРАТСТВЕ»









Взгляд 2: Об истоках «семейных» проблем

Проблема 2: Сакральность Киевской Руси


Ты оглянись: сквозь мрачный тлен былого - увидишь вековые дали -
Там повести исток и смысла колыбель, и дух, и звон батальной стали…

Часть 1. Этносы и история


Они всё шли, сомкнув ряды, и вдаль их взгляды устремлялись.
Из разных мест, ни живы, ни мертвы, - они почти не отличались…

Гипотетика - Борис Житнигор / Hypothetics - Borys ZhytnigorДрузья, не знаю, как Вас, а меня вводят в недоумение и порой очень потешают серьезно ведущиеся украинско-российские споры о национальной (и даже больше - государственной) принадлежности древней Киевской Руси и её истории. Как по мне, такие интеллектуальные баталии, в плоскости практической целесообразности, являются глубоко иррациональными, бессмысленными и бесполезными. Однако серьезные ученые и не очень ученые мужи заочно ведут ожесточенную полемику, зачастую извращая факты, жонглируя понятиями и настаивая на исконной судьбоносности итогов разрешения подобной дискуссии. Несомненно, история заслуживает того, чтобы её знать по достоверно сохранившимся сведениям о былых событиях, а не писать или переписывать в угоду каким-то политическим заказам. А политическая мотивированность этой проблемы не только имеет место, но и кладется заинтересованными силами в основу разрешения целого спектра мировоззренческих, идеологических, пропагандистских и даже религиозных задач. 
статья в блоге Бориса Житнигора
Но ведь общеизвестные факты, историческую данность невозможно захватить, приватизировать, признать своей исключительной собственностью и ценностью, запретить иным упоминать. Их также нельзя использовать, чтобы кого-либо накормить, одеть или обуть. История может иметь значение только в трех форматах: образовательном, опытном (исторический опыт традиционно способен адекватно наставлять и направлять только зрелые, цивилизованные нации), идеологическом. Мы уже определились, что в нашем случае «копья ломаются» именно на идеологическом фронте.
Между тем, с точки зрения элементарной логики, указанный вопрос представляется весьма инфантильным по содержанию, а по своей структуре крайне близок к дилемме: «что было раньше: курица или яйцо»? Ну, казалось бы, какая разница, имеет «Киевская Русь», как факт далекого прошлого, относительно большую историческую принадлежность к украинскому Киеву (и, как следствие, к украинскому народу и государству) или к «России», которую наши соседи почему-то считают тождественной (преемственной) понятию «Русь»? Более или менее адекватный ответ на этот вопрос, конечно, не спровоцирует мировоззренческие изменения в общественном сознании, не увеличит темпы экономического роста и значение ВВП. Он не будет иметь прикладного значения. В современном мире приоритета гуманитарных ценностей, история ценна сама по себе, самодостаточна как явление, даже без возможности использовать её в качестве идеологического стимула социальных трансформаций.
статья из блога Бориса Житнигора
И несмотря на то, что мне лично этот вопрос не представляется критически важным в каком-либо контексте, учитывая его политизированность и даже определенную популярность в социальной среде, я тоже возьму на себя смелость внести некоторую посильную лепту в его обсуждение.
Для начала отмечу, что в рамках указанной полемики речь не идет о споре по поводу имущества, территорий (хотя такие мысли в «великодержавных» головах тоже цветут буйным цветом). Она не является юридической проблемой. Суть вопроса сводится к исключительным претензиям оппонентов на истоки, предков, древность своего существования, возможность приписывания себе некоего исторического наследия. Фактически, предмет дискуссии - это набор образов и слов, которым вменяется некое гипертрофированное, иллюзорное содержание - гораздо большее по объему, нежели то, которое реально присуще этим понятиям и представлениям.
Попробую добавить своим рассуждениям фактологию и иллюстративность.
Знаете, друзья, по моему разумению, история – словно длинный художественный фильм, созданный гениальным сценаристом - Богом (не сочтите за кощунство), продюсером - эволюцией и режиссером – жизнью (функции авторов могут быть распределены и иначе), который объективно невозможно посмотреть и осознать полностью. Поэтому мы «смотрим» такой фильм (попутно играя в нем незначительную роль, как правило – где-то в «массовке»), - по мере возможности и необходимости, эпизодически и отдельными кадрами. В связи с этим наше понимание содержания и психологического драматизма сюжета, образов основных героев данного грандиозного произведения всегда отрывочно, вырвано из контекста и, в основном, очень условно и, порой, даже ошибочно.
Вот взять, хотя бы, ту же проблему этнического происхождения народов. Очевидно, по крайней мере - согласно утверждениям современной антропологии, все мы произошли от Homo sapiens – это исток, так сказать, – далеко не самое начало «фильма», но та его фаза, с которой связано возникновение нашего наибольшего интереса к повествованию. Далее, по мере развития интеллекта и общностей древнего человека, наши предки, проживавшие в разных уголках планеты, в целях выживания, в поисках лучшей доли и под воздействием природных обстоятельств, кочевали (переселялись), занимаясь собирательством, охотой и не пренебрегая грабежами и поглощением более слабых племен. С течением времени такие события становились все более интенсивными, масштабными, обрастали интеллектуальными предпосылками и экономической целесообразностью, переселения были локальными и великими, воинственными и спасительными. Поэтому ретроспективная правда о происхождении и исключительной специфике каждого народа в отдельные исторические периоды отличается даже не событийно, а по своей сущности. Этническое обособление социальных групп – это же не та ценность, которую наши давние предки изначально целенаправленно формировали, лелеяли и свято хранили. Они просто выживали, делали это сообща, постепенно объединяясь во все большие социальные группы и смешиваясь – так было объективно легче существовать. Более того – именно такой «подвижный» способ организации локальных социумов на тот момент был объективной, единственно возможной формой обеспечения самосохранения и эволюционного развития человека. Лишь в последующем, с возникновением устойчивых верований, культурных форм и политических предпочтений, укоренения власти и произвола её узурпаторов, этические корни отдельных общностей стали играть значительную группирующую и обособляющую роль, агрессивно отделяя их от прочих социумов и привязывая к территории (ареалу обитания, материальному критерию самоидентификации, источнику экономического благосостояния). Затем, большая степень оседлости, относительно неизменные в течение длительных периодов времени условия внешней среды и быта, культурная самодостаточность, преобладающие внутригрупповые кровосмешения способствовали формированию устойчивых этносов, имеющих мировоззренческие особенности и даже некоторые отличия в физической антропологии.
статья из блога Бориса Житнигора
Однако нужно признавать, что этносы – в значительной мере условность, абстракция, а также, в какой-то мере, политически мотивированная иллюзия, которая, впрочем, имеет системную культурно-историческую ценность. До более или менее целенаправленной их фиксации летописцами, известные нам народы претерпевали множеством смешений, слияний с другими этносами, и в последующем всевозможные исторические катаклизмы совершенно не способствовали сохранению пресловутой «чистоты» наций. Куда более обоснованными критериями выделения идентичности политически объединенных социальных групп выступают территория, культура и язык общения, нежели кровь (которая, если сказать не без доли иронии, как и все жидкости весьма текуча и склонна к быстрой диффузии).
Доктринальных споров по поводу этнического происхождения, «чистоты крови» и принадлежности древней истории предостаточно у разных родственных народов, но фактически ни у кого из них дискуссии не достигают такого уровня ожесточения и политизированности, как в тематической дискуссии между украинцами и русскими. Ну, разве что, древние семитские народы арабов и евреев (да, этнические корни у них вполне себе родственные!) традиционно не могут найти взаимопонимания, но, правда, больше в политической плоскости религиозной вражды и территориальных претензий.
Вы слышали когда-либо чтобы яростно делили общее прошлое и «историческое величие» многочисленные тюркские народы? Чтобы пропорционально распределяли между собой наименование «Германия» скандинавские этносы, голландцы, бельгийцы, швейцарцы, австрийцы, относящиеся к германцам? Чтобы шотландцы, ирландцы или валлийцы выясняли, кто из них в большей степени потомки древних кельтов?
Видимо, в этой сфере отправная точка проблемы находится где-то в культурных устоях, уровне цивилизованности. Развитым в мировоззренческом плане народам есть чем заниматься: они смотрят в будущее и создают (не без учета уроков истории, конечно) комфортное и гуманное настоящее – справедливую демократию и разумную либеральную политику, эффективную экономику, гуманитарную терпимость, социальное благополучие. Похоже, что только в странах, народы которых не в состоянии надлежащим образом обустроить свое существование и построить «нормальные» современные государства, нерадивые и нечистоплотные политику «забивают» общественное сознание воистину «второстепенными» проблемами, отвлекая массы от глубоких насущных проблем и фактической недееспособности власти.

Продолжение следует…


Буду рад, если Вы посетите еще один мой авторский блог –


#ЖитнигорБорис, #ZhytnigorBorys, #политика, #аналитика, #исследование, #Украина, #Россия, #конфликт, #отношения, #Русь, #КиевскаяРусь, #история, #народ, #этнос, #нация

Комментарии

Популярные сообщения